Мой сайт
Воскресенье, 19.05.2024, 10:45
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [14]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Воспитательная система класса как педагогическое явление
Появилось большое количество педагогических коллективов, которые пытаются моделировать и создавать образовательные и воспитательные системы. Во многих случаях попытки оказываются удачными: применение системного подхода позво­ляет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. Построение воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения является не только субъективным желанием классного руководителя, но и объективной необ­ходимостью. Для обоснования педагогической целесообразности создания воспи­тательной системы класса можно привести следующие аргументы:
  • ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;
  • воспитательная система класса - это благоприятная среда жизнедея­тельности и развития ребенка, эффективно содействующая его лично­стному росту;
  • системный подход позволяет классному руководителю рационально рас­пределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе;
  • в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;
  • воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педаго­гического влияния на детей и процесс их развития.

Осознание возможностей и преимущество системного построения практики воспитания учащихся стимулирует желание педагогов применять системный подход в воспитательной деятельности. Однако следует заметить, что создать воспитательную систему класса нелегко. Умение моделировать и строить систему воспитания можно отнести к разряду «высшего пилотажа». Чтобы системно мыслить и действовать, надо, в первую очередь, иметь отчетливые представления о сущности воспитательной сис­темы, ее структуре и основных компонентах.

 Воспитательная  система класса  - это комплекс  взаимодействующих компонентов,  взаимосвязь и интеграция которых обусловливает  формирование  благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.

Характеризуя   системы   различной природы, ученые всегда об­ращают внимание на компонентный со­став изучаемого объекта, ведь от набора компонентов, их свойств и связей зависят качества и параметры системного образо­вания в целом. Воспитательная система класса   как   сложное   социально-педагогическое явление состоит из большого количества компонентов. Выделю компоненты воспитательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных. Их оказалось пять:

- индивидно-групповой;

- ценностно-ориентационный;

- функционально-деятельностный;

- пространственно-временной;

- диагностико-результативный.

Рассмотрим каждый из перечисленных компонентов.

 Первый компонент - индивидно-групповой, представляющий собой сообще­ство детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса. Он состоит из нескольких элементов:

  • классного руководителя;
  • учащихся класса;
  • родителей учащихся;
  • педагогов и других взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

Индивидно-групповой компонент имеет исключительную важность. Во-первых, именно члены классного сообщества (педагоги, учащиеся, родители), обладая субъектными полномочиями, решают, какую воспитательную систему созда­вать, как ее моделировать и строить, каким образом система должна функциониро­вать и т.д. Во-вторых, основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности каждого члена классной общности и формированию коллектива в данном классе.

Главную роль в построении и функционировании воспитательной системы класса играет классный руководитель. Ценностные ориентации классного руководителя, его педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одними из наиболее существенных системообразующих факторов.

Очень часто нам приходилось замечать: если основу личности классного руководителя составляют духовно-нравственные ценности, то такие же ориентиры преобладают в классном коллективе; если учитель занимает активную позицию, то и ученики класса отличаются активностью и самостоятельностью; если педагог ув­лекается изучением и реализацией толерантных отношений внутри коллектива, то и в классной общности системообразующим видом деятельности становятся коммуникативные связи. Не случайно при смене классного руководителя значи­тельные изменения претерпевает воспитательная система класса.

Отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы. Однако не всегда классный руководитель умело реализует свои полномочия. Нередко отсутствие знаний, умений, недостаточное развитие способностей системно мыслить и действовать не позволяет достичь желаемого результата. Для управления воспитательной системы класса необходимо теоретическая и методическая подготовка или большой педагогический опыт классного руководителя.

Важнейшей составляющей индивидно-группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся класса. С одной стороны, они полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы, а с другой - объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности, общения и отношений. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено ин­дивидуальными и групповыми особенностями учащихся. Классному  руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты ученического сообщества, оп­ределить уровень развития коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать опти­мальные формы и способы построения воспитательной системы. Иными словами, невозможно копировать ВСК, возможно творчески ее создавать после тщательного изучения интересов и потребностей учащихся.

Результаты диагностики свидетельствуют о некоторой степени заинтересованности родителей по отношению к своим детям, о большой значимости родительского слова, примера, де­ла в формировании личности ребенка. Следовательно, родители не долж­ны остаться вне рамок процесса моделирования и функционирования воспитатель­ной системы. «Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в этом классе. «Ни один воспитатель, - по мнению А.С. Макаренко, - не имеет права дейст­вовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в кол­лектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Второй компонент воспитательной системы - ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов:

  • ключевая идея замысла системы;
  • цель и задачи воспитания;
  • перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
  • принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности
    класса.

Этот  компонент называют ценностно-смысловым ядром системы.

В воспитательном пространстве класса существует широкий спектр индиви­дуальных и групповых ценностей. Одни ценности играют важную регулятивную роль в построении совместной деятельности и общения, другие - имеют второсте­пенное значение для членов сообщества и служат лишь фоном их жизнедеятельно­сти, а третьи - вообще не замечаются и как бы вовсе не существуют. Речь идет о приоритете тех или иных ценностей в воспитательной системе. Именно приоритет ценностей, а не их палитра оказывает решающее влияние на выбор целевых ориентиров, установление норм  поведения  и общения, формирование индивидуальных ценностных ориентаций участников воспитательного процесса.

К сожалению, педагоги часто недооценивают важность ценностно-ориентационного компонента, поэтому в планах работы классных руководителей можно обнаружить недостаточно продуманные и обоснованные цели или вовсе их отсутствие. Нередко у педагогов не доходят руки до разработки принципов построения учебно-воспитательного процесса в классе, до определения совместно с учащимися и родителями перспектив жизнедеятельности классного коллектива. Не подвергаются анализу ценностные ориентации классного сообщества и его членов. В результате педагогическая деятельность носит нецеленаправленный, хаотичный, спонтанный характер и приводит к неутешительным итогам в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

В процессе разработки и реализации модельных представлений о воспитательной системе класса особое значение имеет определение ключевой идеи замыс­ла системы. Эта идея является своеобразным внутренним стержнем системы, вокруг которого формируются все другие представления сообщества детей и взрос­лых: о целях, перспективах и принципах организации воспитательного процесса и жизни в классе, о содержании, формах и методах совместной деятельности, о по­строении общения и отношений в классном коллективе. С ней часто связан выбор названия воспитательной системы.


Ключевая идея

Название системы

Создание оптимальных условий для развития социально-адаптированной  личности и сплочения детского коллектива (проектирование системы)

«Лучик» (2 кл.)

Создание условий, способствующих коррекции и развитию личностных качеств учащихся, их социально-бытовой адаптации в обществе на основе индивидуального подхода (становление системы)

«Колосок» (3 кл.)

Воспитание духовно-нравственной личности (нравственно-эстетическое развитие личности) - стабильное функционирование системы

«Звонница» (6 кл.)

Воспитание духовно-нравственной личности (духовное краеведение) - стабильное функционирование системы

«Звонница» (7 кл.)

 

Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Классный руководитель должен об этом помнить и уделять более пристальное внима­ние целеполаганию. Под целью воспитания принято понимать вероятностное пред­ставление о результатах воспитательной деятельности. Она должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных мно­гообразий, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости в широ­ком коридоре культуры, но чтобы индивидуальность ни в коем случае не сводилась к варварству пещерного человека. Успешно работающие классные руководители опре­деляют, как правило, не только главный целевой ориентир воспитательной деятельно­сти, но и совокупность задач, решение которых гарантирует достижение поставленной цели. О целях, задачах и перспективах развития классных коллективов расскажут сегодня классные руководители.

На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив происходят изме­нения в жизнедеятельности классного коллектива, построении воспитательного процесса. Постепенно появляются и устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном сообществе и детьми, и взрослыми. Они не только в значительной степени регламентируют поведение, деятельность, общение членов классного коллектива, но и заметно влияют на выбор способов организации педа­гогического процесса. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного сообщества, являются принципами построения жизнедеятельности и воспитательной системы класса.

 

 Третий компонент воспитательной системы класса функционально-деятельностный, который складывается из таких элементов, как:

  • системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
  • основные функции воспитательной системы;
  • педагогическое обеспечение жизнедеятельности классного сообщества.

Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных функций и связей.

Основу данного компонента составляет совместная деятельность членов классного сообщества. Изучение воспитательной практики классных руководителей, успешно работающих с учащимися, показывает, что они, с одной стороны, пы­таются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой - в широком спектре деятельности выделяют какой-то один вид в качестве системообразующего и с его помощью строят воспитательную систему класса, формируют неповторимую индивидуальность («лицо» классного коллектива). Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на разви­тие личности ребенка носили более целенаправленный и системный характер, педагоги предпринимают попытки объединить отдельные воспитательные дела и ме­роприятия в более «крупные дозы воспитания» - тематические программы, ключе­вые дела, социально-педагогические проекты.

Наиболее популярными варианта­ми реализации данного подхода являются:

  • систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный (нравственный), коммуникативный, эстетический.
  • формирование годового круга традиционных, дел в классе, позволяю­щего оптимально распределить усилия членов классного сообщества и воспитательные действия во времени.

В качестве приоритетного и системообразующего используются различные виды и направления деятельности. Выбор системообразующего вида деятельности зависит прежде всего от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа учебного заведения и его структурных подразделений.

В последние годы наряду с деятельностью стали чаще всего использоваться в воспитании учащихся формы и методы общения. Классные руководители стали больше уделять внимания деловому и неформальному общению членов классного коллектива, развитию коммуникативной культуры школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы коммуникативной культуры. Это не только обогатило воспитательный процесс, но и способствовало повышению его эффективности.

Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в класс­ном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной сис­темы. Класс по отношению к личности ребенка мо­жет выполнять следующие функции:

  • образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;
  • воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника;
  • защитную, связанную прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;
  • компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;
  • интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его.

Успешность реализации классом перечисленных функций во многом зависит от педагогического обеспечения жизнедеятельности классного сообщества, и прежде всего от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя.

В настоящее время  выделяют несколько ведущих функций классного руководителя:

  • «контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);
  • «проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе);
  • «нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);
  • «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на
    основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома);
  • «старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);
  • «социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий обучения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);
  • «фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с учащимися).

Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность  его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности (диагностика «Степень адаптации к кл.рук.»).

 

Четвертый компонент воспитательной системы класса - пространственно-временной. Он состоит из таких элементов, как:

  • эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся;
  • связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
  • место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
  • этапы развития воспитательной системы.

Каждая воспитательная система имеет среду - свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются ин­дивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным «местом жительст­ва» класса, как правило, является учебный кабинет, закрепленный администрацией школы за учащимися и классным руководителем данного класса. В нем происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и фор­мирование детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного ру­ководителя, его питомцев и коллег об уютной и комфортной обстановке в учебном кабинете, об эмоциональном и духовно-нравственном насыщении жизненного про­странства класса. Правильно поступают те классные руководители, которые пыта­ются создать в классном коллективе более духовно богатую и нравственно чистую атмосферу, чем в окружающем социуме. Целесообразность такого подхода объясняется тем, что у ребенка еще не сформирован нравственный иммунитет к аморальным и асоциальным явлениям в обществе, что он еще не убежден в правильности своего ответа на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо?

Однако это не означает, что воспитательная система класса должна быть за­крытой системой с максимально ограниченными внешними связями и отношения­ми. Совершенно не так - лишь открытость системы позволяет ей эффективно дей­ствовать и интенсивно развиваться.  Неоправданное ограничение внешних связей воспитательной системы ве­дет к кризисным явлениям в функционировании и развитии системного обра­зования. К сожалению, бывают случаи, когда педагоги-руководители классов с вы­сокой степенью организованности и активности учащихся не желают, чтобы их воспитанники принимали участие в совместных делах с представителями классных коллективов, имеющих более низкий уровень сплоченности и развития. Нередко в таких случаях возникший корпоративный дух по отношению к другим учебным группам проникает внутрь своего коллектива и через некоторое время «разъедает» внутренние связи и отношения. В результате ранее благополучный класс становит­ся конфликтным, менее организованным и сплоченным. Для процесса его развития становятся характерными регрессивные тенденции. Поэтому классный руководитель должен заботиться об установлении и укреплении связей класса со сверстниками из других учебных коллективов, о формировании межвозрастных отношений внутри школы и за ее пределами.

Успешность развития воспитательной системы класса зависит также от умения классного руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соот­ветствии с ними избрать адекватные цели и средства педагогической деятельности. Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы класса: 

- первый этап - проектирование системы;

- второй этап - становление системы;

- третий этап - стабильное функционирование системы;

- четвертый этап - завершение функционирования или коренное об­новление системы.

На первом этапе преобладает деятельность по изучению интересов, потреб­ностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности классного коллектива. Такая деятельность в этот период является главным систе­мообразующим фактором.

На втором этапе особое внимание уделяется укреплению межличностных от­ношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совмест­ной деятельности, взращиванию традиций классного коллектива. Призыв классного руководителя (родителя или другого авторитетного взрослого) «Делай, как я!» стано­вится в этот период основным девизом жизнедеятельности классного коллектива.

На третьем этапе активно развиваются самоуправленческие начала, поэто­му появляются вскоре друг за другом лозунги: «Делай, как лучшие из нас!» и «Де­лай, как большинство из нас!» Воспитательная система начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность («лицо») классного коллектива. Жизнь классного со­общества строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большин­ством членов коллектива.

Для четвертого этапа характерны две тенденции: первая - постараться сде­лать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллек­тива (оставить «добрый след»); вторая - искать новые идеи, формы и способы об­новления жизнедеятельности в классе.

  Пятый компонент воспитательной системы класса - диагностико-результативный, включающий в себя следующие элементы:

  • критерии эффективности воспитательной системы;
  • методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.

В последние годы классные руководители пытаются отказаться от измерения результатов воспитательной деятельности «на глазок» и стараются овладеть диагностическими приемами и методами исследования эффективности учебно-воспитательного процесса. Однако не всегда эти попытки бывают удачными, так как нередко классному руководителю недостает знаний и умений в психолого-педагогической диагностике. Порой ему сложно определить критерии результатив­ности воспитательной работы, найти и корректно использовать методики изучения, правильно обработать, интерпретировать и оценить полученные результаты. Классный руководитель нуждается в помощи опытного педагога-психолога.

Критерием эффективности функционирования классной воспитатель­ной системы могут быть признаны следующие показатели:

  • воспитанность учащихся;
  • защищенность и комфортность ребенка в классе;
  • удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
  • сформированность классного коллектива;
  • репутация класса;
  • проявление индивидуальности («лица») классной общности.

В соответствии с данными критериями подбираются методы и приемы изучения результативности воспитательного процесса.

Таким образом, мною названы и охарактеризованы основные компоненты воспитательной системы класса. Наличие у классного наставника представлений о сущности и строении воспитательной системы позволяет ему более осознанно и уверенно приступить к деятельности по моделированию и построению системы воспитания  учащихся в классном коллективе.

Категория: Мои статьи | Добавил: Razor-2011 (20.12.2010)
Просмотров: 12110 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Sergcem  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>метеовышка купить</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz