Появилось большое количество педагогических коллективов, которые
пытаются моделировать и создавать образовательные и воспитательные
системы. Во многих случаях попытки оказываются удачными: применение
системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более
целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. Построение
воспитательной системы в структурном подразделении образовательного
учреждения является не только субъективным желанием классного
руководителя, но и объективной необходимостью. Для обоснования
педагогической целесообразности создания воспитательной системы класса
можно привести следующие аргументы:
- ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в
условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в
котором все компоненты максимально взаимосвязаны;
- воспитательная система класса - это благоприятная среда
жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его
личностному росту;
- системный подход позволяет классному руководителю рационально
распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в
классе;
- в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо»
класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в
развитии индивидуальности членов классного сообщества;
- воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.
Осознание возможностей и преимущество системного построения практики
воспитания учащихся стимулирует желание педагогов применять системный
подход в воспитательной деятельности. Однако следует заметить, что
создать воспитательную систему класса нелегко. Умение моделировать и
строить систему воспитания можно отнести к разряду «высшего пилотажа».
Чтобы системно мыслить и действовать, надо, в первую очередь, иметь
отчетливые представления о сущности воспитательной системы, ее
структуре и основных компонентах.
Воспитательная система класса - это комплекс
взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых
обусловливает формирование благоприятных условий для
жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.
Характеризуя системы различной природы, ученые всегда обращают
внимание на компонентный состав изучаемого объекта, ведь от набора
компонентов, их свойств и связей зависят качества и параметры
системного образования в целом. Воспитательная система класса как
сложное социально-педагогическое явление состоит из большого
количества компонентов. Выделю компоненты воспитательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных. Их оказалось пять:
- индивидно-групповой;
- ценностно-ориентационный;
- функционально-деятельностный;
- пространственно-временной;
- диагностико-результативный.
Рассмотрим каждый из перечисленных компонентов.
Первый компонент - индивидно-групповой, представляющий
собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной
жизнедеятельностью в рамках учебного класса. Он состоит из нескольких
элементов:
- классного руководителя;
- учащихся класса;
- родителей учащихся;
- педагогов и других взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
Индивидно-групповой компонент имеет исключительную
важность. Во-первых, именно члены классного сообщества (педагоги,
учащиеся, родители), обладая субъектными полномочиями, решают, какую
воспитательную систему создавать, как ее моделировать и строить, каким
образом система должна функционировать и т.д. Во-вторых, основное
предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности каждого члена классной общности и формированию коллектива в данном классе.
Главную роль в построении и функционировании воспитательной системы класса играет классный руководитель.
Ценностные ориентации классного руководителя, его педагогические
воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одними из наиболее
существенных системообразующих факторов.
Очень часто нам приходилось замечать: если основу личности классного
руководителя составляют духовно-нравственные ценности, то такие же
ориентиры преобладают в классном коллективе; если учитель занимает
активную позицию, то и ученики класса отличаются активностью и
самостоятельностью; если педагог увлекается изучением и реализацией
толерантных отношений внутри коллектива, то и в классной общности
системообразующим видом деятельности становятся коммуникативные связи.
Не случайно при смене классного руководителя значительные изменения
претерпевает воспитательная система класса.
Отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса
в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным
лицом в построении эффективной воспитательной системы. Однако не всегда
классный руководитель умело реализует свои полномочия. Нередко
отсутствие знаний, умений, недостаточное развитие способностей системно
мыслить и действовать не позволяет достичь желаемого результата. Для
управления воспитательной системы класса необходимо теоретическая и
методическая подготовка или большой педагогический опыт классного
руководителя.
Важнейшей составляющей индивидно-группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся
класса. С одной стороны, они полноправные субъекты своего развития,
жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной
системы, а с другой - объекты преднамеренно сфокусированного и
непроизвольного влияния совместной деятельности, общения и отношений.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено
индивидуальными и групповыми особенностями учащихся. Классному
руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты
ученического сообщества, определить уровень развития коллектива,
сформированности в нем межличностных отношений и совместной
деятельности, чтобы затем постараться избрать оптимальные формы и
способы построения воспитательной системы. Иными словами, невозможно
копировать ВСК, возможно творчески ее создавать после тщательного
изучения интересов и потребностей учащихся.
Результаты диагностики свидетельствуют о некоторой степени заинтересованности родителей по
отношению к своим детям, о большой значимости родительского слова,
примера, дела в формировании личности ребенка. Следовательно, родители
не должны остаться вне рамок процесса моделирования и функционирования
воспитательной системы. «Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в этом классе.
«Ни один воспитатель, - по мнению А.С. Макаренко, - не имеет права
действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную
ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где
воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого
плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не
может быть никакого воспитательного процесса».
Второй компонент воспитательной системы - ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов:
- ключевая идея замысла системы;
- цель и задачи воспитания;
- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
- принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности
класса.
Этот компонент называют ценностно-смысловым ядром системы.
В воспитательном пространстве класса существует широкий спектр
индивидуальных и групповых ценностей. Одни ценности играют важную
регулятивную роль в построении совместной деятельности и общения,
другие - имеют второстепенное значение для членов сообщества и служат
лишь фоном их жизнедеятельности, а третьи - вообще не замечаются и как
бы вовсе не существуют. Речь идет о приоритете тех или иных ценностей в
воспитательной системе. Именно приоритет ценностей, а
не их палитра оказывает решающее влияние на выбор целевых ориентиров,
установление норм поведения и общения, формирование индивидуальных
ценностных ориентаций участников воспитательного процесса.
К сожалению, педагоги часто недооценивают важность
ценностно-ориентационного компонента, поэтому в планах работы классных
руководителей можно обнаружить недостаточно продуманные и обоснованные
цели или вовсе их отсутствие. Нередко у педагогов не доходят руки до
разработки принципов построения учебно-воспитательного процесса в
классе, до определения совместно с учащимися и родителями перспектив
жизнедеятельности классного коллектива. Не подвергаются анализу
ценностные ориентации классного сообщества и его членов. В результате
педагогическая деятельность носит нецеленаправленный, хаотичный,
спонтанный характер и приводит к неутешительным итогам в развитии
учащихся и формировании ученического коллектива.
В процессе разработки и реализации модельных представлений о воспитательной системе класса особое значение имеет определение ключевой идеи замысла системы.
Эта идея является своеобразным внутренним стержнем системы, вокруг
которого формируются все другие представления сообщества детей и
взрослых: о целях, перспективах и принципах организации
воспитательного процесса и жизни в классе, о содержании, формах и
методах совместной деятельности, о построении общения и отношений в
классном коллективе. С ней часто связан выбор названия воспитательной
системы.
Ключевая идея
|
Название системы
|
Создание оптимальных условий для развития социально-адаптированной
личности и сплочения детского коллектива (проектирование системы)
|
«Лучик» (2 кл.)
|
Создание условий, способствующих коррекции и развитию личностных
качеств учащихся, их социально-бытовой адаптации в обществе на основе
индивидуального подхода (становление системы)
|
«Колосок» (3 кл.)
|
Воспитание духовно-нравственной личности (нравственно-эстетическое развитие личности) - стабильное функционирование системы
|
«Звонница» (6 кл.)
|
Воспитание духовно-нравственной личности (духовное краеведение) - стабильное функционирование системы
|
«Звонница» (7 кл.)
|
Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками
этого процесса являются целесообразность, целеустремленность,
целенаправленность. Классный руководитель должен об этом помнить и
уделять более пристальное внимание целеполаганию. Под целью воспитания
принято понимать вероятностное представление о результатах
воспитательной деятельности. Она должна носить общий характер,
допускающий бесконечность индивидуальных многообразий, чтобы развитая
личность сохранялась во всей ее неповторимости в широком коридоре
культуры, но чтобы индивидуальность ни в коем случае не сводилась к
варварству пещерного человека. Успешно работающие классные руководители
определяют, как правило, не только главный целевой ориентир
воспитательной деятельности, но и совокупность задач, решение которых
гарантирует достижение поставленной цели. О целях, задачах и
перспективах развития классных коллективов расскажут сегодня классные
руководители.
На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив происходят
изменения в жизнедеятельности классного коллектива, построении
воспитательного процесса. Постепенно появляются и устанавливаются нормы
и правила, которые принято соблюдать в данном сообществе и детьми, и
взрослыми. Они не только в значительной степени регламентируют
поведение, деятельность, общение членов классного коллектива, но и
заметно влияют на выбор способов организации педагогического процесса.
Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного
сообщества, являются принципами построения жизнедеятельности и воспитательной системы класса.
Третий компонент воспитательной системы класса функционально-деятельностный, который складывается из таких элементов, как:
- системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
- основные функции воспитательной системы;
- педагогическое обеспечение жизнедеятельности классного сообщества.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных функций и связей.
Основу данного компонента составляет совместная деятельность членов
классного сообщества. Изучение воспитательной практики классных
руководителей, успешно работающих с учащимися, показывает, что они, с
одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии
школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой - в
широком спектре деятельности выделяют какой-то один вид
в качестве системообразующего и с его помощью строят воспитательную
систему класса, формируют неповторимую индивидуальность («лицо»
классного коллектива). Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние
на развитие личности ребенка носили более целенаправленный и системный
характер, педагоги предпринимают попытки объединить отдельные
воспитательные дела и мероприятия в более «крупные дозы воспитания» -
тематические программы, ключевые дела, социально-педагогические проекты.
Наиболее популярными вариантами реализации данного подхода являются:
- систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям,
связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как
познавательный, ценностный (нравственный), коммуникативный,
эстетический.
- формирование годового круга традиционных, дел в классе,
позволяющего оптимально распределить усилия членов классного
сообщества и воспитательные действия во времени.
В качестве приоритетного и системообразующего используются различные
виды и направления деятельности. Выбор системообразующего вида
деятельности зависит прежде всего от интересов и потребностей учащихся,
личностных особенностей классного руководителя, типа учебного заведения
и его структурных подразделений.
В последние годы наряду с деятельностью стали чаще всего
использоваться в воспитании учащихся формы и методы общения. Классные
руководители стали больше уделять внимания деловому и неформальному
общению членов классного коллектива, развитию коммуникативной культуры
школьников. В педагогическом арсенале появились тренинги общения,
коммуникативные игры, часы общения и развития, кружки и клубы
коммуникативной культуры. Это не только обогатило воспитательный
процесс, но и способствовало повышению его эффективности.
Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в
классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями
воспитательной системы. Класс по отношению к личности ребенка может
выполнять следующие функции:
- образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;
- воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника;
- защитную, связанную прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;
- компенсирующую,
предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих
способностей детей, их самореализации в таких сферах деятельности, как
познание, игра, общение;
- интегрирующую и корректирующую,
заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий класс
может интегрировать и корректировать различные влияния, которые
испытывает ребенок как в классе, так и вне его.
Успешность реализации классом перечисленных функций во многом
зависит от педагогического обеспечения жизнедеятельности классного
сообщества, и прежде всего от целесообразной и эффективной деятельности
классного руководителя.
В настоящее время выделяют несколько ведущих функций классного руководителя:
- «контролер», обеспечивающий
включение учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за
посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с
родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими
учебно-воспитательный процесс);
- «проводник по стране знаний», создающий
условия для развития познавательного интереса и желания учиться
(информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее
требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий
познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразовании;
координация усилий всех учителей, работающих в классе);
- «нравственный наставник», содействующий
соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов
как между учащимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике
и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы;
оценка поступков учеников; индивидуальная работа с учащимися,
нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);
- «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на
основе
которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение
экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки;
организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в
школе и дома); - «старший товарищ», помогающий
включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы
об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной
творческой деятельности);
- «социальный педагог», способствующий
решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных
условий обучения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование
навыков социальной жизни);
- «фасилитатор», оказывающий
помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации
(проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с учащимися).
Не столь важно точно выделить главную функцию классного
руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к
ним со стороны педагога, заинтересованность его в совместной
деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут
к конструктивной совместной деятельности (диагностика «Степень
адаптации к кл.рук.»).
Четвертый компонент воспитательной системы класса - пространственно-временной. Он состоит из таких элементов, как:
- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся;
- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
- этапы развития воспитательной системы.
Каждая воспитательная система имеет среду - свое жизненное
пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и
общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и
деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные
ориентации. Основным «местом жительства» класса, как правило, является
учебный кабинет, закрепленный администрацией школы за учащимися и
классным руководителем данного класса. В нем происходят главные события
классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации,
которые существенно влияют на становление личности ребенка и
формирование детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы
классного руководителя, его питомцев и коллег об уютной и комфортной
обстановке в учебном кабинете, об эмоциональном и духовно-нравственном
насыщении жизненного пространства класса. Правильно поступают те
классные руководители, которые пытаются создать в классном коллективе
более духовно богатую и нравственно чистую атмосферу, чем в окружающем
социуме. Целесообразность такого подхода объясняется тем, что у ребенка еще не сформирован нравственный иммунитет к аморальным и асоциальным явлениям в обществе, что он еще не убежден в правильности своего ответа на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо?
Однако это не означает, что воспитательная система класса должна
быть закрытой системой с максимально ограниченными внешними связями и
отношениями. Совершенно не так - лишь открытость системы позволяет ей
эффективно действовать и интенсивно развиваться. Неоправданное
ограничение внешних связей воспитательной системы ведет к кризисным
явлениям в функционировании и развитии системного образования. К
сожалению, бывают случаи, когда педагоги-руководители классов с
высокой степенью организованности и активности учащихся не желают,
чтобы их воспитанники принимали участие в совместных делах с
представителями классных коллективов, имеющих более низкий уровень
сплоченности и развития. Нередко в таких случаях возникший
корпоративный дух по отношению к другим учебным группам проникает
внутрь своего коллектива и через некоторое время «разъедает» внутренние
связи и отношения. В результате ранее благополучный класс становится
конфликтным, менее организованным и сплоченным. Для процесса его
развития становятся характерными регрессивные тенденции. Поэтому
классный руководитель должен заботиться об установлении и укреплении
связей класса со сверстниками из других учебных коллективов, о
формировании межвозрастных отношений внутри школы и за ее пределами.
Успешность развития воспитательной системы класса зависит также от
умения классного руководителя правильно определить этапы этого процесса
и в соответствии с ними избрать адекватные цели и средства
педагогической деятельности. Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы класса:
- первый этап - проектирование системы;
- второй этап - становление системы;
- третий этап - стабильное функционирование системы;
- четвертый этап - завершение функционирования или коренное обновление системы.
На первом этапе
преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других
личностных характеристик членов классного сообщества, проектированию
желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности
классного коллектива. Такая деятельность в этот период является главным
системообразующим фактором.
На втором этапе
особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений,
формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной
деятельности, взращиванию традиций классного коллектива. Призыв
классного руководителя (родителя или другого авторитетного взрослого)
«Делай, как я!» становится в этот период основным девизом
жизнедеятельности классного коллектива.
На третьем этапе
активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются
вскоре друг за другом лозунги: «Делай, как лучшие из нас!» и «Делай,
как большинство из нас!» Воспитательная система начинает
соответствовать проектному замыслу ее создателей. Доминирующий вид
совместной деятельности формирует индивидуальность («лицо») классного
коллектива. Жизнь классного сообщества строится на основе традиций,
сохраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.
Для четвертого этапа
характерны две тенденции: первая - постараться сделать так, чтобы
лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива
(оставить «добрый след»); вторая - искать новые идеи, формы и способы
обновления жизнедеятельности в классе.
Пятый компонент воспитательной системы класса - диагностико-результативный, включающий в себя следующие элементы:
- критерии эффективности воспитательной системы;
- методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
В последние годы классные руководители пытаются отказаться от
измерения результатов воспитательной деятельности «на глазок» и
стараются овладеть диагностическими приемами и методами исследования
эффективности учебно-воспитательного процесса. Однако не всегда эти
попытки бывают удачными, так как нередко классному руководителю
недостает знаний и умений в психолого-педагогической диагностике. Порой
ему сложно определить критерии результативности воспитательной работы,
найти и корректно использовать методики изучения, правильно обработать,
интерпретировать и оценить полученные результаты. Классный руководитель
нуждается в помощи опытного педагога-психолога.
Критерием эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие показатели:
- воспитанность учащихся;
- защищенность и комфортность ребенка в классе;
- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
- сформированность классного коллектива;
- репутация класса;
- проявление индивидуальности («лица») классной общности.
В соответствии с данными критериями подбираются методы и приемы изучения результативности воспитательного процесса.
Таким образом, мною названы и охарактеризованы основные компоненты
воспитательной системы класса. Наличие у классного наставника
представлений о сущности и строении воспитательной системы позволяет
ему более осознанно и уверенно приступить к деятельности по
моделированию и построению системы воспитания учащихся в классном
коллективе.
|