В педагогическом сообществе
существуют несколько пониманий этого понятия: 1. В. в узком смысле -
это специальная деятельность взрослого по включению ребенка в
конкретные ситуации жизни сообщества, формированию условий для его
внутреннего развития - осуществления само-В. В этом значении В. -
педагогическое управленческое воздействие на процессы развития
личности, которое тесно связано с процессами обучения, образования,
подготовки, обеспечением грамотности и выступает одним из базовых
педагогических процессов. Но в отличие от последних в В. (само-В.)
происходит дифференциация систем ценностей: признание традиционных или
вырабатывание собственных. В зависимости от признаваемых ценностей
осуществляемый взрослыми процесс может быть определен или как В., или
как "воспитательная работа" - целенаправленное формирование у личности
отношений к людям и окружающей действительности. Процессы В. и
"воспитательной работы" являются разными по целям и задачам, по
способам организации, что предполагает: а) различное понимание
ценностей, среды и содержания этих процессов; б) наличие различных
приоритетов в деятельности: персонификация и самоопределение человека в
В. или его внешняя социализация в воспитательной работе (пусть даже и с
помощью индивидуализации педагогической деятельности), поддержка и
становление каких-то качеств (В.) или их целенаправленное формирование
(воспитательная работа) и др.; в) использование разной критериальной
базы для анализа состояния дел и для постановки задач на деятельность.
2. В. в широком смысле слова - процесс и результат развития человека,
который не прекращается в течение всей его жизни. Суть В. - передача,
усвоение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях
конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и
выработки внутренней мотивации. Отсюда акцентировка в В. задач
разработки человеком системы личных смыслов в процессе самоактуализации
и самоопределении (предполагающем также формирование индивида как
биопсихосоциального существа и включение его в систему ценностей,
символов, норм и традиций данной культуры, усвоения социальных ролей).
"Воспитанность" - "невоспитанность" выступают как один из основных
атрибутов человеческой индивидуальности, характеризуя как взрослого,
так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного
взаимодействия в их умении и стремлении к адекватной оценке ситуаций и
себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих
одобрение в определенной культуре (субкультуре) и/или не приводящих к
"внутреннему" разладу и негативным оценкам.
При этом В. может
пониматься двояко: 1) только как процесс и результат системы
целенаправленных действий и осознанных усилий самого индивида
(само-В.); 2) как процесс "стихийный", естественно складывающийся и
происходящий помимо целенаправленных формирующих усилий человека. Путь
В. - выработка человеком личностной системы (набора) смыслов. На
протяжении всей истории человечества В. играло весьма важную и
особенную роль в обществе. Конечная идеальная цель В. (как оно
понималось в разные эпохи и в различных культурах) - совершенный
человек. В исследовании В. как базового образовательного процесса можно
выделить два подхода: 1. Естественный, в котором В. не признается как
целенаправленный, организуемый и контролируемый процесс, каковым он
должен был бы быть в качестве базового образовательного. Специалист в
области В. - это скорее исследователь, чем "формирователь" личности:
практическая сторона специальности воспитателя состоит, в первую
очередь, в отслеживании процесса с тем, чтобы в В. не было перекосов и
односторонности (ведь садовник не сам растит дерево, а только следит за
тем, чтобы у дерева было все необходимое для роста). В этом контексте
В. понимается как "педагогическая поддержка", и тогда воспитатель
должен быть обеспечен соответствующими знаниями о закономерностях
роста, созревания и взросления человека. 2. Искусственный, где В. - это
деятельность (развивающая и образующая), которая должна специально
проектироваться в качестве возрастно-нормативной в рамках определенных
ценностных оснований и целевых ориентиров развития человеческой
субъективности: освоение возрастного пространства и переход от одного
возрастного этапа к другому не осуществляются автоматически,
"естественным" путем, а специально организуются в соответствии с
решением совершенно определенных задач развития человеческой
субъективности, осуществляемым участниками этих событий. Система В. в
современных типах общества ориентирует на раскрытие человеческой
индивидуальности, обеспечивающей становление человека-субъекта и его
развитие. Развитие как управляемая, целенаправленная или
артифицированная эволюция предполагает перенормирование имеющейся
деятельности, что позволяет субъектам реализовывать свои представления
о будущем, обеспечивая устойчивое развитие. Устойчивое развитие можно
понимать как искусственно-естественные изменения сложившейся ситуации,
поддерживающие постоянное наращивание уровня жизни каждого и всех.
Искусственно-естественный характер изменений полагает у
человека-субъекта развития представленность таких качеств как
собственно субъектность (сформированность жизненной позиции "деятеля",
предполагающей самоопределение человека, его активность и
ответственность); образованность (способность человека быть адекватным
динамичной ситуации, умение работать с расширяющимся знанием);
терпимость (принятие ценностей мира и человека: признание инакомыслия,
осознание границ своей свободы и прав другого человека, умение
договариваться); функциональную грамотность (знание об окружающем мире
и языке общения, обеспечивающее человеку возможность стать хозяином
своей судьбы). Наличие этих качеств позволяет человеку быть успешным в
условиях расширяющегося порядка, открытого общества, что проявляется
как: 1) постоянное развитие индивидуальных способностей и качеств,
знания и культуры, общественных отношений и диалога человека с
человеком, человека с миром и 2) демократическая организованность.
Человек современного мира - гражданин, который не только стремится
удовлетворить свои собственные права и интересы, но и способен взять на
себя ответственность как за свою жизнь, так и в определенной степени за
жизнь других. Соответственно, с точки зрения целей социализации
современная система В. должна обеспечивать становление у человека
гражданской грамотности, которая является базой для формирования
человеком своей гражданской позиции - точки зрения, влияющей на выбор
своего пути, дела, построение собственных перспектив и определяющих
отношение человека к происходящим событиям. В гражданской позиции
переплетаются жизненная и социальная позиции человека (жизненная
позиция - личностная философия человека, отражающаяся в его образе
жизни и обустройстве им индивидуального жизненного пространства;
социальная позиция - субъективное осознание индивидом себя как
самостоятельной единицы в общественных отношениях, что обусловливает
понимание своего места и назначения в обществе, готовность к
ответственному действию, потребность самореализации своих
возможностей). Наличие у человека сформированной гражданской позиции
позволяет ему, участвуя в жизни демократического сообщества и вынося
собственные суждения, делать свой выбор. Мир гражданско-правового
знания (гражданской грамотности) - это мир построения взаимоотношений:
1) человека с самим собой и с окружающими людьми, 2) различных
сообществ и групп людей между собой. Язык этого мира - язык
коммуникации: понимания, конфликта и компромисса. Освоение такого языка
невозможно без непосредственного приобретения опыта коммуникации:
проживания ситуации взаимодействия с принятием на себя ответственности
за ее результаты. Коммуникация дает возможность ее участникам
прочувствовать ситуацию свободы - ответственности, наличия или
отсутствия прав, приобрести опыт понимания и согласования норм
взаимодействия, критического мышления, способности к эмпатии.
Гражданская грамотность в этом контексте - это сформированная
способность человека участвовать в демократическом сообществе. Одним из
условий становления гражданской грамотности являются отказ от
тотального единообразия школ, рецептурной педагогики, переход от школы
центризма к школе социальной среды, что требует принципиального
обновления воспитательной и образовательной системы, построения ее
вариативно, обеспечивая авторство и появление имен. Сегодня уже нельзя
говорить лишь о внешнем воспитательном воздействии, при котором не
только ребенок, но и воспитатель идет от системы готовых заданий и
рецептов. Необходимо вести речь об организации жизнедеятельности,
которая требует не прямого воздействия на воспитанников, а
взаимодействия с ними. Это фундамент, на котором строятся деятельность,
общение, отношения в группе и коллективе. В В. принципиальными
становятся вопросы "культурного и экзистенциального в душе человека"
взамен традиционно разрабатываемой в советской психологии проблемы
"биологического и социального в его психике". Такое понимание
предъявляет особые требования к представлениям о человеке.
С
этой точки зрения наибольший интерес вызывают разработки, сделанные в
СМД (системно-мыследеятельностной) методологии (Г.П.Щедровицкий и др.).
Согласно им человек предстает в единстве трех его ипостасей: а) человек
- обитатель природной среды, материально-вещественного мира (Организм).
Обеспечивая выживание, его активность проявляется в поведении, когда в
качестве регуляторов используются инстинкты и рефлексы. Сущность В.
Организма - формирование условных рефлексов путем передачи определенных
сигналов, прививания привычек (например, привычки чистить зубы до еды).
В работе с этой ипостасью допускается тренировка, дрессура,
использование высказывания "Так надо" в качестве "аргумента"; б)
человек - член социума, проживающий в определенной социокультурной
среде (Индивид). Член социума - исполнитель определенных ролей в
государственной и социальной структурах; его жизнь проходит в
учрежденческой форме организации и регулируется имеющимися нормами и
образцами, существующими предписаниями. Общество извне несет
ответственность за уровень жизни
"ролевого человека". Оно же определяет и тот объем "знаний", который
необходимо "передать" растущему индивиду для обеспечения его
"встроенности" в общественную жизнь. Социальное здоровье,
характеризующееся уровнем правосознания, принимаемыми моральными
нормами, имеющимся "общекультурным уровнем" (в терминах советской
педагогики), придает Индивиду уверенность в завтрашнем дне и
обеспечивается стабильной жизнью. Сущность процесса В. Индивида - его первичная социализация
за счет обучения и подготовки. Передачей нормативно-регулируемой
деятельности обеспечивается воспроизводство существующего общества.
Точное исполнение определенных заданий; творчество, направленное на
совершенствование средств и допускаемое в заданных рамках; создание
внешних условий, по мнению обучающих (педагогов, учителей, родителей и
т.д.), обеспечивающих реализацию требующегося для всех образа жизни -
это далеко не полный перечень направлений деятельности, позволяющих
обеспечить процесс такого В.
Для традиционного типа общества,
изменения в котором происходят путем эволюции, т.е. очень медленно,
характерно воспринимать человека представленным в единстве только этих
двух ипостасей. Это ритуально позволяет ему предъявлять кому-то
претензии по поводу необеспеченности для него определенных условий
проживания, ожидать "кого-то" для решения своих проблем, перекладывать
на других ответственность за характер и содержание своей жизни и
деятельности. Наиболее остро все это представлено в закрытом обществе,
понимающим под В. целенаправленный процесс воздействия на человека,
решающий задачу формирования Индивида определенного типа. Однако
изменение социокультурной ситуации в сторону проявления открытости
общества делает недостаточным понимание человека, представленное в
такой схеме, основанной на парадигмальной идее "Все есть природа".
Возникает насущная необходимость в отдельном вычленении третьей
ипостаси: в) "человека уникального", живущего и реализующего в общении
(диалоге и/или полилоге) с другими людьми в рамках определенной
смысло-ценностно-символически нагруженной среды (Личность,
Индивидуальность). Именно эта ипостась характеризуется субъектностью
человека, которая определяется границами поля ответственности, взятой
на себя каждым. В таком понимании человек - это всегда субъект, хозяин
своей жизни, деятельности, здоровья. Его активность проявляется в
мышлении, характере мыследеятельности и регулируется личностными
ценностями и проектными целями. Для Индивидуальности необходима клубная
организация деятельности, в основе которой лежит позиция, а не место в
функциональной структуре, самоопределение, а не должностные
обязанности. Системой воспроизводства для Личности является образование
и В., понимаемое как управление процессом ее развития и взросления:
"Взрослый" - это жизненная позиция человека, предоставленного самому
себе и отвечающего за себя, несущего всю полноту ответственности.
Именно личностное как комплексирующее на себе все человеческие ипостаси
и есть то, что можно назвать собственно человеческим в человеке. На
протяжении многих лет советская педагогика рассматривала личность
ребенка как объект, на который необходимо воздействовать. Перед школой
как социальным институтом ставилась задача В. послушного члена
общества, ориентированного на приоритет общественных и коллективных
интересов, своеобразного биосоциовида, в результате обучения способного
к воспроизводству определенных знаний, умений и навыков. Однако для
жизни в обществе ему требовалось "доформирование" специфических
культурных и социальных навыков (через дополнительное обучение их
соответствующим нормам жизни общества), для воспроизводства которых и
отводилось специальное внеурочное время "воспитательной работы". В этом
смысле под тем, что и в советской педагогической литературе, и в
учебно-воспитательном процессе называется "воспитательной работой"
фактически подразумевается обучение еще одному дополнительному учебному
предмету - жизни в данном обществе и в существующем сообществе других
людей. В таких условиях ценность подлинного В. как процесса становления
личности и профессионала оказывается подменена доведением "объекта В."
до некоего, якобы известного педагогу, "общественного" идеала и
сводилась к решению проблемы его организованной занятости в свободное
от основных занятий время. При этом выбор форм этой занятости
определялся не столько желаниями воспитуемых, сколько спускаемыми
сверху рекомендациями и возможностями учебного заведения. Такое
понимание "воспитательной работы" и есть сущность "педагогики
мероприятий"- иллюстрации авторитарного подхода в В., несущего в себе
функциональный характер формирования личности по образцу, специалиста
как средства производства.
В условиях господства антагонистического разделения труда особым
образом организованный процесс формирования индивида во многом имеет
целью подготовку человека к специализированной деятельности. Именно
поэтому становится возможным строительство по единой логике и обучения,
и В., разведение общего по своей сущности процесса образования на
учебную и внеурочную работы, являющиеся по отношению к учащемуся
внешними. Сводя образование только к освоению признанных в обществе и
проверенных профессиональных образцов, "воспитанный человек приучается
действовать по заданной программе, отвыкает рассматривать свою
деятельность как решение проблемы, а само знание (в форме науки)
становится для него всемогущим регулятором деятельности" (В.В.Давыдов).
Успешной такая практика может быть только в условиях традиционного, а
особенно закрытого общества. Только в этом случае заранее известны
нормы, образцы, идеалы и тот объем знания, полнота освоения которого
позволяет быть адекватным жизни в типизируемых извне ситуациях. Здесь
характерно моноидеологическое В., загнанное в рамки одной школы (как
социального института), которая подчинила себе не только семью, но и
другие социальные институты.
Непонимание и не принятие на себя ответственности за успешность своей
собственной жизни - такова плата за единообразие советской школы, в
центре воспитательной системы которой стоит не человек, а мероприятие.
Именно поэтому ребенок, находясь в стенах современного учебного
заведения, должен не только "готовиться к жизни", а иметь возможность,
живя "здесь и теперь", самостоятельно строить свое будущее, выступая
как субъект собственного формирования, изменения и развития, что
предполагает коренное реформирование системы В. Решение этой задачи
способствует появлению локальных пространств свободы, в которых
возможно, "играя действительность", играть по правилам "будущего". То
есть речь идет о необходимости создания пространств самоопределения,
формирования своей позиции и самозаказа на деятельность, что перед
современным педагогом, в первую очередь, ставит задачи по В. самого
себя (т.е. требует осуществления им работы со своими ценностями,
идеалами, нравственными и правовыми нормами, предрассудками и т.д.) и
изменению деятельности (как собственной, так и школы в целом). А это
уже задача переобучения (т.е. усвоения знаний об этой деятельности,
освоения современных педагогических технологий). Организация жизненного
пространства напрямую связана с организацией взаимодействия субъектов
образования, имеющего договорную основу (по поводу результатов
деятельности и разработки критериев определения ее эффективности,
характера организации и степени ответственности за полученные
результаты и т.д.), сопряженную с возможностью самоопределения и
контрактной системой. Осуществление процессов развития, образования и
В. как управления взрослением человека сегодня сопряжены с
предъявлением и созданием в условиях учебных заведений образцов
демократической организации жизни сообщества: а) имитацией
демократических организованностей, основанных на осуществлении принципа
разделения властей, становлением ученического и школьного
самоуправления; б) развитием общественного движения, стимулированием
инициатив, деятельности сообществ, созданием профессиональных клубов;
в) освоением педагогами технологий гуманитарного проектирования,
повышением их уровня гуманитарной грамотности и технологической
компетентности, развитием в республике инновационного движения; г)
расширением пространства использования технологии "дело и кооперация",
организации такого педагогического процесса, в котором проектируется
совместная деятельность его участников. Построенная на деятельностном
подходе и проектно-программной организации, эта технология
предполагает, что ее участники становятся соавторами - субъектами
учебно-воспитательного процесса. А наличие у человека такого опыта -
еще одно условие, без существования которого нельзя говорить о
становлении гражданской грамотности, и, соответственно, его
социализации, и В. В. - искусственно-естественный процесс управления
взрослением человека, основанный на его самоопределении и рефлексии.
Самостоятельность в деятельности и автономность существования,
авторство, имена, современный образовательный стандарт и технологии -
условия, необходимые для обеспечения современного процесса В.
С.Б. Савелова, В.Л. Абушенко