Мой сайт
Воскресенье, 19.05.2024, 07:47
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [14]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 10
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Моделирование воспитательной системы класса.

Важно определить, какие компоненты являются составляющими системы. В научно-методической литературе выделяют 5 наиболее существенных и важных:

1. Индивидуально-групповой

2. Ценностно-ориентационный

3.Функционально-деятельностный

4. Пространственно-временной

5. Диагностико- аналитический

Моделируя воспитательную систему класса, классный руководитель должен знать: с кем он работает, что хочет получить от своей работы, сколько времени займет у него достижение поставленных задач и в каком жизненном пространстве он будет работать, а также он должен суметь вовремя скорректировать свою деятельность и грамотно оценить результаты своей работы.

Необходимо сказать и об этапах развития воспитательной системы класса:

1. Проектирование системы.

Преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов класса, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности коллектива.

2.Становление системы.

Уделяется внимание укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробирование форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций коллектива.

3.Стабильное функционирование системы.

Активно развивается самоуправление, система начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей, доминирующий вид  совместной деятельности формирует индивидуальность («лицо») классного коллектива, жизнь классного коллектива строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством в коллективе.

4. Завершение функционирования системы.

Для четвертого этапа характерны две тенденции : первая - постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива, вторая -искать новые идеи, формы, способы обновления жизнедеятельности в классе.

 

Итак, перейдем к моделированию отдельных элементов воспитательной системы класса.

Первый компонент воспитательной системы класса - индивидуально-групповой компонент. Вашему вниманию предлагается таблица, которую нужно наполнить необходимым содержанием (работа в группах в течение 5 минут)

 

Кто, по вашему мнению, должен участвовать в создании, управлении, развитии воспитательной системы класса?

Какова роль каждого в создании, управлении и развитии воспитательной системы?

 

 

 

 

 

В результате работы мы можем сделать вывод, что в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса участвуют:

-классный руководитель

- учащиеся класса

- родители учащихся

- педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива.

Главная роль отводится классному руководителю. Его жизненные ценности, педагогические воззрения, позиции, интересы и увлечения являются одним из существенных системообразующих факторов.

Проблема создания и функционирования  воспитательной системы класса не может не волновать администрацию, учителей-предметников и других взрослых, участвующих в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива.

Еще Макаренко говорил, что ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный страх и риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, точного единого подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса.

 Второй компонент воспитательной системы класса - ценностно-ориентационный.

Воспитания без цели не бывает, т.к. характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Сейчас мы предлагаем каждому классному руководителю выбрать из имеющихся целей воспитания ту, которая является приоритетной для вас. Если среди предложенных вы не найдете таковой, то допишите сами (индивидуальная работа в течение 5 минут)

Выберете приоритетные задачи работы:

- формирование творческой личности учащихся.

- способствовать воспитанию трудолюбивой и любознательной личности ребенка, уважающего живущих рядом людей;

- создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим, помощь окружающим людям;

- интеллектуальное развитие школьников, организация их познавательной деятельности, развитие любознательности учащихся;

- сплочение классного коллектива, удовлетворение досуговых потребностей учащихся;

-выработка готовности к самостоятельной жизни и труду;

-Формирование экологической культуры;

- воспитание у детей патриотических чувств гражданина России;

- укрепление здоровья учащихся, валеологическое воспитание, физическое развитие;

- Другое (дописать)

На выбор целевых ориентиров оказывают огромное влияние те ценности, которые присущи данному классному руководителю, классному коллективу.

На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив происходят изменения в жизнедеятельности классного сообщества, построении воспитательного процесса. Постепенно появляются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном сообществе и детьми и взрослыми. Они не только регламентируют поведение, деятельность, общение членов классного коллектива, но и заметно влияют на выбор способов организации воспитательного процесса. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного коллектива, определяют и принципы построения воспитательной системы класса.

Мы предлагаем каждому классному руководителю выбрать из имеющихся принципов воспитания те, которые являются приоритетными для вас. Если среди предложенных вы не найдете таковой, то допишите сами (индивидуальная работа в течение 5 минут)

 - принцип приоритета интересов и потребностей школьников и их родителей;

- принцип общечеловеческого развития на основе национальных, религиозных, местных традиций

- принцип индивидуализации и дифференциации;

- принцип гуманизма и демократизации жизнедеятельности коллектива класса;

- принцип интеграции воспитательно-образовательных усилий семьи, школы;

- принцип открытости и доброжелательности;

- принцип равенства всех участников воспитательного процесса;

принцип ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки.

 Третьим компонентом воспитательной системы класса является функционально-деятельностный компонент.

            Он складывается из таких элементов, как:

1. Системообразующий вид деятельности, формы, методы, организации совместной деятельности и общения.

2. Основные функции воспитательной системы класса.

3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью класса.

Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей.

Основу данного компонента составляют совместная деятельность и общение членов данного коллектива. Отчего, по вашему мнению,  зависит выбор  содержания деятельности вашего класса?

  • От ваших возможностей как классного руководителя
  • Потребностей ребят
  • Целей воспитания, поставленных перед собой коллективом.

Мы вновь предлагаем вам выбрать то содержание деятельности коллектива, которое подойдет учащимся вашего класса. Здесь можно выделить несколько направлений деятельности (педагоги работают самостоятельно в течение 5 минут).

1. Перед тем как начать выделять приоритетные направления деятельности, ответьте на вопрос: считаете ли вы, что деятельность вашего класса должна носить общественную направленность?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю

2.      Содержание деятельности классного коллектива:

(выбрать не более 5-7)

  • Серия классных часов с определенной тематикой
  • Совместные трудовые дела
  • Встречи с интересными людьми
  • Проведение народных праздников
  • Подготовка концертов
  • Походы, экскурсии
  • Подготовка выставок творчества
  • Спортивные игры
  • Внеклассные мероприятия по отдельным предметам
  • Поручения в классе
  • Шефская помощь младшим
  • Забота о людях

3. А теперь ответьте: могут ли носить общественную направленность те дела, которые вы выбрали?

  • Да
  • Скорее да, чем нет
  • Скорее нет, чем да
  • Нет.

Сравните свой ответ с ответом на 1-й вопрос.

Четвертый компонент - пространственно-временной.

Он состоит из таких элементов:

  • 1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
  • 2. Связи и отношения класса с другими общностями детей и взрослых, место и роль класса в воспитательном пространстве ОУ.
  • 3. Этапы становления и развития воспитательной среды.

Каждая воспитательная система имеет среду - своё  жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются  индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным местом жительства класса, как правило, является учебный кабинет. В нём происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребёнка. Давайте попытаемся ответить на вопрос, как можно сделать учебный кабинет таким, чтобы, заходя в него, ребята начинали вспоминать о своём коллективе, о таких делах, которые совместно готовились и проводились, о друзьях, и т.д., чтобы один кабинет был не похож на другой.

1.      Как сделать так, чтобы у каждого класса было своё «место жительства»?

2.      Какую информацию о классе и в какой форме должен содержать в себе кабинет?

Напишите, пожалуйста, на листке ответы на эти два вопроса (время работы 5 минут).

Значительно обогащает  жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения, т. е. воспитательная система класса должна стремиться быть открытой, коллектив не должен замыкаться в себе, он должен искать встреч с интересными и полезными ему людьми и коллективами. Давайте попробуем рассказать о тех связях с внешней средой, которые есть у классов (педагогам предлагается в течение 5 минут заполнить схему взаимодействия класса с социумом).

Контакты класса

Класс

 

Пятый компонент- диагностико-аналитический, включает в себя следующие элементы:

  • Критерии эффективности воспитательной системы.
  • Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.

Итак, мы с вами попытались описать отдельные элементы воспитательной системы

класса, которые представляют сложность в формулировании и изложении.

Сейчас я предлагаю вам попробовать описать воспитательную систему вашего

класса, результаты вашей многолетней работы. В завершение работы вы без труда сможете сделать вывод, над какими вопросами построения системы построения системы еще следует подумать.

Примерный план описания воспитательной системы класса

  1. Класс - его наименование и тип (общеобразовательный), год его создания, количество учащихся, девочек , мальчиков.
  2. Классный руководитель-фамилия, имя, отчество, образование, пед.стаж, продолжительность работы с данным классом, наличие званий и наград, увлечения, интересы.
  3. Цель воспитательной системы:
    • Как формулируется
    • Кто участвовал в ее выдвижении
    • Интересы и потребности учащихся и родителей
    • Соответствие поставленной цели выдвинуты школой задачам воспитания
    • Принципы построения воспитательной системы

4. Коллектив класса и особенности его развития

5. Родители учащихся, их активность и включенность в жизнедеятельность класса

6. Воспитательный процесс, содержание и способы построения деятельности, общения и отношений в классе:

  • Приоритетный вид деятельности
  • Другие виды деятельности
  • Взаимосвязь учебно-познавательной и внеурочной деятельности (в каких формах проявляется)
  • Отношения в коллективе, наличие лидеров, наличие органов самоуправления, комфортность и защищенность ребенка в коллективе
  • Стиль, формы и способы работы классного руководителя, «изюминки» во взаимодействии педагога с детьми и их родителями, владение различными методиками диагностики и умение проанализировать свою работу.
Категория: Мои статьи | Добавил: Razor-2011 (20.12.2010)
Просмотров: 8304 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz